История техники: водяное колесо

водяное колесоОсобенно широкое распространение водяные колеса получили в середине 19 века, когда турбины были еще очень несовершенны. Водяное колесо того времени достигали иногда гигантских размеров.

Так, в Лекси, на острове Мен, было установлено колесо диаметром 22 метра, развивающее мощность в 150 л. с. Другое колесо в Трой имело диаметр 19 метров, ширину 6,7 метра, развивало мощность в 550 л. с. и весило 230 тонн.

Колеса таких размеров выполнялись, конечно, металлическими. В конце 19 века такие колеса вытесняются водяными турбинами, по сравнению с которыми они имеют следующие недостатки: занимают больше места, обычно дороже при одинаковых условиях и мощности, характеризуются меньшим числом оборотов в минуту и мало приспособлены к работе с переменным напором воды.

Для любителей такого активного отдыха как охота, очень важен вопрос подбора экипировки. Для них можно порекомендовать маскировочный костюм с MOLLY.

Помимо того, наибольшая мощность колеса значительно меньше, чем для турбины. Последние уже в 30-е годы 20 столетия выполнялись на мощность в десятки тысяч л. с., тогда как мощность водяных колес, за редким исключением, не достигает и 200 л. с.

Для небольших мощностей, при слабой турбино¬строительной промышленности, колесные установки, несмотря на указанные недостатки, при хорошем устройстве могут иногда конкурировать с турбинами.

В СССР водяные колеса во многих местах применялись в мельничных установках. Вследствие примитивной конструкции, эти деревянные колеса имели низкий КПД. Поэтому для рационального использования энергии воды они постепенно были заменены турбинами.